Группа из шести учащихся лицея ИГУ с 23 июня по 13 июля 2019 года участвовала в программе культурного обмена со студентами Швейцарии. В первые восемь дней учащиеся познакомились с историей и культурой Италии, побывали в городах Флоренция, Венеция, Милан. 

День первый: Милан

        Италия нас встретила солнцем и тёплой погодой, из аэропорта мы добрались довольно быстро на автобусе (около часа).
        В Милане наш отель находился рядом железно-дорожным вокзалом, мы выбрали это место неслучайно, т. к. на следующий  день нам предстояло путешествие на поезде. 
      После долгого перелёта хотелось отдохнуть, но чувство голода пересилило желание лечь. Заселившись в отель, мы отправились на поиски пиццерии. Совсем рядом нашли заведение, которому мы бы не поставили высокий балл, а именно из-за обслуживания. В Италии не принято давать чаевые, они автоматически включаются в счёт, причём с каждого человека по два евро. Поэтому, когда вы смотрите меню, и вас устраивает цена блюда, не забудьте добавить ещё два евро за обслуживание, и возможно полтора или два за воду или вино, т к очень жарко и пить просто необходимо.
      Разнообразие пиццы потрясает: жгуче-острая, классическая Маргарита, с артишоками, анчоусами и др. Цена зависит от места, формата заведения, размера, используемых ингредиентов. В среднем цена начинается от 8 евро.
Итак, выбор сделан, насладившись вкусной пиццей, мы вернулись в отель, чтобы с утра отправиться вновь.

День второй: Флоренция

Наступило ранее утро, мы уже на завтраке в отеле, выбор не велик: сваренное в крутую яйцо, ветчина, сыр, три вида сладких пирогов, булочки, круассаны, кофе и прохладительные напитки. Постарались поесть плотно, и к впереди дорога, запаслись печеньем из отеля ( кстати, в некоторых не разрешают выносить из отеля), сдали комнаты и на вокзал.
Вокзал в пяти минутах ходьбы, поэтому было время его исследовать. Вокзал старинный и многоуровневый и там есть чудесные магазины, например, книжный.
Наступило время посадки, мы нашли свои вагон и разместились по местам. Потрясающие поезда: мягкие кресла, по два места напротив друг друга и между ними небольшой столик, под ним зарядное устройство для телефона. Полки на сиденьем для ручной клади, а габаритный багаж оставляется на входе в специальном отсеке. Все очень удобно. Поезд идёт с большой скоростью, но расстояние не малое, поэтому все задремали.

Через некоторое время мы уже прибыли во Флоренцию. Стояла палящая жара, спасало лишь то, что улочки довольно узкие, высокие каменные дома отбрасывают тень, таки образом ты всегда можешь идти по теневой стороне и головной убор не нужен.

 

День третий: Флоренция

Договорились с раннего утра выйти погулять, встретить рассвет и сделать фото, но практически никто не смог встать в шесть часов. Сказалась долгий перелет и переезд, масса впечатлений и новой информации, поэтому после собственноручно приготовленного завтрака вышли на улицы города «искусств».

С искусством можно столкнуться, уже перешагнув порог здания вокзала. Как раз напротив расположена одноименная церковь Санта-Мария-Новелла, которая считается старейшей в городе. Ее строительство пришлось на XIV-XV вв. Эпоха Средневековья прослеживается как во внешнем облике храма, так и внутри. Здесь хранятся многочисленные произведения искусства, среди которых наибольший интерес представляет цикл фресок из жизнеописания Богородицы и Иоанна Предтечи.

От базилики Санта-Мария-Новелла имеет смысл направиться к Галерее Академии, чтобы взглянуть на подлинную скульптуру Давида Микеланджело.
Если посмотреть на карту достопримечательностей Флоренции, неподалеку от Галереи Академии мы обнаружим дворец Медичи. Расположен он на Via Camillo Cavour. Вообще семье Медичи в разные времена принадлежали разные дворцы, в том числе известный Палаццо Веккьо на площади Синьории и Палаццо Питти на южном берегу реки Арно.

Дуомо – самая значимая достопримечательность на карте Флоренции. 42-метровый купол Брунелесски уже давно стал главным символом на многочисленных фотографиях и открытках. Дуомо строился на протяжении 6 веков, начиная с конца XIII в. Его архитектура стала своеобразным рубежом между эпохами Средневековья и Возрождения. Более полувека потребовалось и для строительства ажурной 85-метровой колокольни (кампанилы), ставшей ярким примером флорентийской готики. Сейчас кампанила собора, вместе с куполом Брунелесски служат отличными смотровыми площадками.

 Помимо собора на Пьяцца дель Дуомо можно увидеть и баптистерий Сан-Джованни. Баптистерий – самое старинное сооружение на площади. Он был возведен еще в V в., а внешней облицовкой, которую можно видеть и сейчас, обзавелся в XI-XII вв. Свод купола баптистерия украшен изысканными мозаиками XIII в.

 От Соборной площади улочка Via dei Calzaiuoli выведет к еще одной известной площади города – площади Синьории.

Изрядно находившись  в жаркий день центру Флоренции, мы вышли на берег реки Арно. Соединяют берега реки 10 мостов. Самый известный – мост Понте Веккьо, возведенный еще в XIV в. неподалеку от площади Синьории. С тех пор его облик не сильно изменился. Во все времена мост служил центром бойкой торговли. Поначалу его занимали мясники, в настоящее время здесь разместились дорогие ювелирные магазины.

Скорее мчимся в прохладу, ищем мороженое. Точнее не мороженое, а джелато. Это десерт, приготовленный в ручную. Готовится из свежего молока, сливок и сахара с добавлением натуральных сезонных фруктов и ягод, овощей и пряных трав, шоколада, ореха, сыра и так далее. По предположениям историков, в 1565 году флорентийский архитектор и инженер Бернардо Буонталенти изобрел первую в мире мороженицу. И приготовил десерт, который явился прообразом мороженого. Данный десерт пришелся по душе дочери великого герцога Тосканского Екатерине Медичи,которая привезла десерт во Францию. С тех пор итальянское мороженое покорило гурманов со всего света, а секреты производства и рецептура стали предметом гордости шефов- джелатьере. По ощущению прохлады джелато уступает обычному мороженому. Разница в температуре подачи около 7-10 градусов ( у джэлато -13С,   у эскимо- 21С)  позволяет рецепторам в полной мере оценить интенсивный или деликатный вкус. Поэтому вкус джэлато кажется более ярким, богатым на оттенки и запоминается надолго.

 

Интересные факты:

Во Флоренции можно увидеть необычные дорожные знаки.Оказывается, никакой это не "городской" и не "социальный" проект. Знаки придумал французский художник Клет Абрахам, который давно живет в Италии, во Флоренции! Поначалу он нарушал закон как мог - клеил свои произведения (были просто прозрачные наклейки) на дорожные знаки в Риме и Флоренции. Власти, как могли, боролись с этим явлением, срывали наклейки, гоняли художника, арестовывали и читали морали, но, в итоге, сдались и "дали на откуп" часть дорожных знаков в Риме и во Флоренции. Тем более, что местные жители были не против, а туристы просто визжали от восторга. Так что теперь такие  знаки висят на законных основаниях и радуют водителей и пешеходов.

День на исходе, все отдыхают. Завтра опять отъезд. На этот раз в Венецию.

День четвёртый и пятый: Венеция

Как только прибываешь в Венецию, необходимо приобрести билеты на речной трамвайчик «вапоретто». Так как мы планировали провести четыре дня, мы купили проездной, взрослый по стоимости 40 евро, детский 22. С собой детям необходимо иметь паспорт, чтобы подтвердить скидку.
Активируется билет, когда его прикладываешь к турникету.
Кроме паспорта лучше иметь рядом веер, поскольку влажность бывает настолько высокой, что только с баней сравнимо такое потоотделение.
Вода, платок, веер, билет, паспорт и фотоаппарат - вот необходимый набор для пребывания в Венеции.
Наш отель находился на другом острове Лидо. Здесь прекрасное место для отдыха на тихом и красивом побережье Адриатического моря. Ласковое и неглубокое море привлекает сюда тех, кто хочет провести время с семьёй.
Мы добрались до острова Лидо и нашли отель. Прекрасная и дружелюбная атмосфера остудила нас после жаркого речного трамвайчика. Захотелось перекусить, и мы отправились на поиски еды, к нашему удивлению, все было закрыто.
Попали мы в час сиесты: все рестораны и кафе закрыты с трёх до шести! Пришлось искать супермаркет. Все продукты принесли в отель и остались там до вечера, после того как спала жара, отправились на море. И следующий день так же провели на острове.

  День шестой: Венеция 

Два дня провели на острове Лидо, отдыхая на море и гуляя по окрестностям. Но сегодня с утра отправились к новым открытиям: Венеция.
Речной трамвайчик уже становится привычным транспортом, а веер и платок не выпускаем из рук, настолько жарко. Какой чудесный вид, захватывает дух! Остановка Сан- Марко. Сердце и визитная карточка Венеции. И хотя в городе немало других площадей, это единственное место называющееся площадь или пьяцца (Piazza), что подчеркивает ее значимость. Остальные называются — компо (compo), что переводится как небольшое поле. Пьяцца Сан-Марко — известный исторический и культурный центр Венеции. На протяжении многих веков она является местом притяжения миллионов людей со всего света, здесь проводятся городские церемонии, торжества и знаменитый Венецианский карнавал.

 Первое, что видят гости, ступая на мостовую пьяцетты, это две гранитные колонны. Они привезены из Константинополя в 1125 году, а установлены только в 1196 году. Колонны монолитные и очень тяжелые, вес каждой более 100 тонн, именно из-за этого их длительное время не могли установить. Одну из колонн венчает мраморная статуя Святого Теодора с копьем, попирающего ногами дракона. Эта сцена символизирует власть Венеции над морской стихией. Святой Теодор был первым покровителем города и до сих пор очень любим и почитаем венецианцами.

На капители другой колонны — бронзовый крылатый лев, держащий лапу на открытом Евангелии. Лев — библейский символ святого Марка. Он изображен на гербе Венеции. Этой фигуре более 2500 лет, по одной версии она была привезена из Китая, другие усматривают в ней образец ассирийского искусства. В прежние времена пространство между колоннами служило местом казней. До сих пор венецианцы считают дурной приметой проходить там, где свершались смертные приговоры.

По существующей легенде евангелист Марк проповедовал христианство в Венецианской лагуне. Однажды, попав в страшную бурю, он пережидал ее. Во сне явился ангел и возвестил, что он обретет вечный покой на этой земле. И вот, уже 12 веков мощи святого покоятся под сводами собора, названного в его честь. С первого же взгляда Собор Сан-Марко поражает своим великолепием.

Часовая башня. Здание построено в 1499 году под руководством архитектора Кодуччи. Композиция состоит из четырех частей. Главный ее элемент — сине-золотые астрономические часы. На циферблате два круга: наружный и внутренний. Золотая стрелка показывает время по наружному кругу. На внутреннем — изображены знаки зодиака и фазы Луны. Над часами установлена медная статуя сидящей Мадонны с младенцем Христом. Дважды в год, на Богоявление и Вознесение, перед ней появляются волхвы, склоняющиеся в поклоне.

По обе стороны от статуи — небольшие прямоугольные окошечки, где указываются текущие часы и минуты. Выше установлена скульптура крылатого льва, держащего в лапах открытое Евангелие. Венчают башню статуи двух мавров из бронзы: старик и юноша. В руках у них длинные молоты, которыми они периодически ударяют по колоколу: за 5 минут до целого часа и через 5 минут. Это символ уходящего вперед времени.

Дворец Дожей. Здание в стиле венецианской готики, украшенное колоннами, ажурными арками создает впечатление воздушности и легкости. Расположено оно одной стороной к морю, фасадом — к площади. Во дворец ведет Лестница Гигантов, по обе стороны от нее – две огромные статуи, символизирующие войну и море: Марс и Нептун. Между ними вверху – барельеф крылатого льва. Здесь давали присягу избранные дожи. Дворец дожей был построен в XIV веке, имел несколько предназначений. Частные апартаменты дожа (правителя Венеции), там они жили и правили. Магистратура, где заседали Сенат, Совет, располагались различные Коллегии. Гражданский и церковный Суд. Трибуна — с балкона второго этажа дож обращался к жителям Венеции. Тюрьма

 Сан Марко – площадь голубей. Голуби стали неотъемлемой частью Piazza San Marco. Согласно преданию, на освящение собора приехало много гостей. В числе даров были два голубя, которых выпустили на волю. Они сели на карниз собора, что было сочтено символичным знаком, голуби признаны священными. С тех пор сложилась традиция охранять и кормить птиц. Со временем их расплодилось великое множество. Из санитарных соображений, и чтобы ограничить потомство, голубей кормят специальным кормом. До 2008 года пакетики с крупой можно было купить на площади, но потом продажу прекратили и туристам запретили кормить птиц.

День седьмой: Остров Бурано, Мурано

Мы посетили ещё два острова, которые известны во всем мире.Всего в семи километрах от Венеции расположился остров Бурано, находящийся в административном ее подчинении. Добраться до него возможно за каких-то 40 минут на «вапоретто». Согласно последним данным переписи населения проживают на острове приблизительно 3 000 человек.

 Бурано ранее состоял из пяти островов. Сегодня он насчитывает четыре. Все островки отделены между собой узкими каналами, которые в ширину достигают не более десяти метров.  Благодаря местным жительницам Бурано приобрел огромное значение. Они занялись процессом плетения кружева. Технология плетения была освоена благодаря подконтрольному Кипру. Именно оттуда были позаимствованы все навыки рукоделия. Буранское кружево завоевало необыкновенную популярность в  Европе. К достояниям острова Бурано можно также отнести наличие маленьких домиков разного цвета. Их давно полюбили туристы. Очень интересно то, что жители не могут без разрешения администрации покрасить собственное жилище. Сначала им необходимо отправить прошение, а затем дождаться ответа от местных властей, которые сами указывают цвета для покраски.

Городок-остров Мурано находится примерно в 1,5 км от Венеции и считается ее частью. Как и сама Венеция, Мурано представляет собой несколько островов, связанных мостами. Известность городу принесло изготовление стекла — муранское разноцветное стекло изготавливается вручную и стоит дорого. Посмотреть процесс изготовления муранского стекла можно с экскурсией на фабрике. Здесь можно посмотреть стекольные мастерские, некоторые работают со средневековья, а также Музей Стекла («Museo Vetrario»), который находится в палаццо Giustinian почти в  центре острова. В музее представлена экспозиция, показывающая век за веком развитие венецианского стекольного дела.   Стекольные фабрики «fornaci». Лучшие из стеклодувных мастерских закрыты для публики, но в некоторых проводятся демонстрационные экскурсии, где при вас из стекла изготовят необычные фигурки и объяснят некоторые детали производства. Комментарии обычно на нескольких языках, в том числе на русском.

Чудесные места остаются в памяти, а далее нас ждет Швейцария.