15 августа стартовала третья по счёту программа международного обмена учащимися "Шлезвиг - Иркутск". Своими впечатлениями лицеисты делятся в "Дневнике путешественников":

День первый

Здравствуйте, учащиеся лицея ИГУ и их родители. Сегодня 15 августа мы улетаем в Германию по программе обмена. Все мы находимся в необычайном  предвкушении этой поездки, потому что нам предстоит узнать жизнь немцев изнутри. Наши приемные семьи заберут нас сразу же из аэропорта Гамбурга и мы поедем по домам, поэтому многие все же волнуются.
Самое интересное начнётся в пятницу и будет продолжаться всю нашу поездку. Мы будем посещать школьные занятия вместе с нашими немецкими партнерами, ходить на разные экскурсии и ездить в другие города, а ещё проводить время с нашими семьями на выходных. Вот что нас ждёт в ближайшие 10 дней. Одним из интересных заданий будет квест, который приготовили наши учителя.  Его суть заключается в том, что мы должны сами с помощью наших немецких партнёров, используя свои языковые навыки, найти в Шлезвиге (это город, в котором мы будем жить) разные места, фотографии которых мы получили в рабочих листах в аэропорту Иркутска.
В конце нашего пребывания в Германии мы посетим Берлин. Экскурсии по  Берлину мы тоже готовили сами, выбирая места, которые все хотят посетить. Одним из таких мест будет Трептов парк, где каждый расскажет по стихотворению на военную тематику. Также мы спланировали посетить Музейный остров, Рейхстаг и многое другое.(Гусевская Елизавета, 10И).

День второй

С сегодняшнего дня у нашей группы началась полноценная программа. В 8 часов утра мы все уже были в школе. Принимающие нас ученики и учителя подготовили для нас много интересного: экскурсия по школе, игра на знакомство и лекция о Германии. После этого мы перекусили и отправились на экскурсию по Шлезвигу.

С помощью специальной программы мы не только осмотрели главные достопримечательности города, но и узнали много нового о них.Вечером мы отправились в домик на берегу, где размещается школьный клуб гребли. Там мы вкусно поужинали (еду приготовили сами ученики, некоторые из нас помогали им).

После этого мы провели небольшую викторину для наших новых друзей и подарили им небольшой под арок на память. Завершением первого дня были танцы, от которых все зарядились эмоциями на следующий день! (Кузнецова Влада, 10Л).

Выходные мы проводим в наших принимающих семьях.

Дни третий и четвертый.

Погода в эти дни выдалась дождливой, но это не помешало нам путешествовать и изучать историю Германии. В эти дни некоторые из нас даже успели посетить Данию, город Зонгербог. Побывали в местном музее, где рассказывалось об истории Дании и северной Германии. Другие побывали в немецком городе Киль. Он расположен на берегу Кильской бухты Балтийского моря. Город связан с Северным морем, является крупным портом. Многим понравился компьютерный музей. Там показана эволюция счетных машин от счетов до современных компьютеров. Ещё там можно было прочитать принцип работы представленных машин или посмотреть короткие фильмы, например, рекламу калькуляторов, презентацию нового компьютера Apple 1984 года и другие. Некоторым прибывание в Киле запомнилось посещением Торгового центра и небезызвестного магазина IKEA.

Остальные были в городе Фленсбург. Там они гуляли и наслаждались местными окрестностями. В целом выходные каждого прошли очень разнообразно и ярко. Каждый смог  углубиться в историю и культуру Германии и на себе прочувствовать немецкий менталитет (Парфёнова Александра, 10Л).

День пятый

Наш пятый день начался с часа занятий в немецкой школе. Ребята выбирали между английским, немецким и искусствоведением, где они присутствовали в качестве гостей, наблюдая за учебным процессом. Особенно интересной показалась такая особенность школы, как кабинеты, закрепленные не за учителями, а за классами.
Затем последовала лекция по межкультурной компетенции - "Обмен ценностями". Главная проблема общения с людьми, принадлежащими к другим культурам, состоит в том, что думают они на другом языке. Параллели между нашими языками зачастую непроводимы, но люди, представляющие данные культуры, от этого не перестают быть хорошими. Многие частички их быта (чаепития, например, или приветствие), похожи на наши.
После этого мы отправились в деревню Викингов, точнее, в музейный комплекс, под который она адаптирована. Посмотрели на предметы быта викингов, на их лодки и постройки. Нам предоставилась возможность и из лука пострелять, и в игры их поиграть - словом, преинтереснейший опыт. Одна игра очень всем пришлась по нраву, вроде нашего волейбола, но с кольцами из каната. Легкой она казалась до тех пор, пока мы не узнали, что у самих викингов кольца были железные. Тут уже немного азарта добавилось - все представляли, как бы с настоящими играли.
Вечер прошел хорошо, несмотря на плохую погоду. Мы собрались почти всей делегацией на ужин. Это событие ещё больше сплотило наш разномастный коллектив. (Зоркальцев Антон, 11Л).

День шестой

Сегодня шестой день нашей поездки. Мы посетили 4 урока в Domschule. Первым и вторым уроком для нас был немецкий, там мы вместе с немецкими школьниками написали небольшой рассказ о нашем вчерашнем дне, потом мы разделились на группы и некоторые пошли на информатику , а все остальные пошли на английский язык. Последним уроком для нас опять стал немецкий. Было очень интересно,как преподают эти предметы в иностранной школе. После уроков мы отдохнули и, пообедав в школьной столовой,  отправились к очередной достопримечательности Шлезвига - парку замка Готтроф.
Там мы увидели реконструкцию первого в мире академического глобуса и планетария по совместительству, оригинал которого был подарен Петру I и вывезен с территории дворца в Санкт-Петербург, где был повреждён в результате сильного пожара.
После осмотра внешней части и внутренней, где находится планетарий с созвездиями, мы прогулялись по чудесному парку с фонтанами. В 6 часов мы всей группой поехали в гости на пикник к Франке и Саше.Мы здорово повеселились и поели на свежем воздухе блюда традиционной немецкой кухни. Этот день подошёл к концу,но завтра нас ожидает интереснейшая поездка в Любек, где мы обязательно узнаем много нового! (Тарбеев Леонид, 10Л.)

День седьмой

На седьмой день пребывания в Германии наша группа отправилась в Любек.

В 8:50 мы всем коллективом встретились на вокзале, где сели на поезд до Киля; в Киле же мы пересели на другой поезд до Любека. Здесь началось наше незабываемое путешествие. Первое, что мы увидели-это Хольстенторские ворота, главный символ города. Затем мы немного прогулялись по городу и пошли к Городской ратуше, рядом находилась муниципальная церковь Санкт-Мариен. Недалеко от входа мы увидели скульптуру чёрта.
Легенда гласит, что тем, кто погладил его рога, будет сопутствовать удача. Колонны церкви имеют высоту 40 метров. Они были расписаны в средневековье и затем неоднократно реставрированы. Мы были поражены их красотой, высотой и величием. Выйдя из церкви, наша группа направились в археологический музей вдоль купеческих домов, где нам рассказали о Ганзе-средневековом торговом союзе. Затем, у нас было 2 часа свободного времени, когда мы смогли походить по магазинам города. После всего этого мы вернулись на вокзал, где сели на поезд до Киля, а затем и до Шлезвига. (Сапунов Семён, 10Л).

День восьмой

Сегодня 22 августа, и это восьмой день нашего пребывания в Германии. Это был действительно запоминающийся день. Сегодня, как и обычно, мы ходили в школу на разные занятия, а после занятий, группа отправилась в замок "Готторф».
Экскурсия была очень необычной, потому что там мы переоделись в костюмы 17-18 века, погрузившись в атмосферу того периода.

Мы узнавали историю замка, историю того периода, и даже научились танцевать менуэт. Девочки превратились в настоящимх средневековых герцогинь, а мальчики - в герцогов. Но это ещё не всё. После экскурсии в стиле барокко вся наша группа поздравила меня с Днём рождения. Это было очень приятно и незабываемо.
Это был действительно насыщенный день, который я никогда не забуду! (Заусаева Юлия, 11Л).

День девятый

Мы побывали на математике и музыке. После двух уроков в немецких классах, мы отправились на лекцию. Профессор Кильского университета Кристиана Альбрехта рассказывал нам об особенностях праздников в разных странах. Выполняя небольшую проектную работу, мы узнали, какие праздники есть в Германии и в чем их главное отличие от российских. Также мы разговаривали о стереотипах и традициях в разных культурах.

Мы узнали, что о России думают наши немецкие друзья и развеяли некоторые стереотипы о Германии.
Затем каждый из нас  занялся своими делами вместе с приёмными семьями. Многие из нас гуляли по городу в этот день, ели мороженое и наслаждались прекрасной погодой. Ребята посетили музыкальный фестиваль "Baltic" и послушали современную немецкую музыку. Кто - то побывал в гостях, кто-то посетил  город Эггебек, ну а кто-то встретился с немецкими ребятами из предыдущего обмена. В общем, каждому найдётся, что вспоминать об этом дне. (Ширина Светлана, 10Л).

День десятый

В 8:30 все мы уже были на вокзале и с нетерпением ждали двухэтажного поезда в Гамбург. После полуторачасовой поездки мы прибыли в город. Пройдя по центральной торговой улице вышли к знаменитой гамбургской ратуше и фонтану, после чего направились к набережной. Совершив часовую поездку на корабле, в ходе которой ребята любовались видами Гамбурга, слушали экскурсию на немецком, наблюдали множество различных видов кораблей, мы разошлись для проведения свободного времени. Большинство гуляли по магазинам, кто-то отдыхал в парке, некоторые на протяжении всего времени пили кофе в кофейнях. В 16:00 мы начали наш обратный путь в Шлезвиг, а уже в 19:00 ужинали в школьной столовой , подводили итоги нашего визита, играли и обменивались подарками, ведь завтра нам придётся прощаться с нашими немецкими друзьями и отправляться в Берлин. (Илясова Валерия, 10Л).

На 11-ый день нам пришлось встать очень рано.

День одиннадцатый

В шесть утра наша делегация уже стояла на вокзале, еле сдерживая слезы, ведь все мы завели здесь новых друзей, узнали много интересного, прекрасно провели время и стали частью своих гостевых семей, поэтому расставание оказалось особенно тяжелым. Проведя пару часов в поезде, мы оказались в Берлине, столице Германии. Здесь мы сами устроили себе небольшую экскурсию. Мы увидели основные достопримечательности города, о которых заранее нашли информацию на немецком языке: Бранденбургские ворота (Злата Жёлудева), улица «Под Липами» (Татьяна Новокрещенова), КПП Чарли (Светлана Ширина), Жандарменмаркт (Юлия Заусаева).

После обеда мы заселились в номера нашего хостела и отправились на ужин. Вечером мы посетили Колонну Победы и насладились видами вечернего Берлина с высоты её смотровой площадки. (Немокаев Андрей, 10Л).

День двенадцатый

Наше путешествие началось с самого утра. В 9:30 мы уже были у Рейхстага,  полностью готовыми слушать экскурсию. С 10 и до 11 часов мы изучали историю Рейхстага, поднимались на самую его вершину, откуда открывался удивительный вид на весь город.

В 12 часов мы переместились в музей мадам Тюссо, где делали как групповые так и индивидуальные фотографии. В итоге, у каждого из нас есть фотографии со знаменитыми личностями.Далее мы поехали посмотреть на мемориальную церковь кайзера Вильгельма, а также увидеть новую церковь, построенную рядом. Здание исторического памятника удивительно поражает своей историей и не реставрированным видом, который напоминает каждому о страшной войне. После полутора часов свободного времени, мы снова были в пути. Теперь мы приехали взглянуть на знаменитую East Side Gallery, созданную на обломках Берлинской стены. Здесь мы смогли увидеть множество современных творений, которые повествуют о трагичности того времени. Не медля ни минуты, мы сели в метро и поехали в наш хостел на ужин, ведь после него нас ждала самая волнительная часть этого дня.И вот, в 19 часов, мы приехали в Трептов парк, чтобы сделать наш совместный проект. Этот стоящий проект отнял много сил и времени, но оправдал все ожидания. В хостел мы вернулись пол десятого вечера, уставшие, но переполненные душещипательные и эмоциями. Нам предстояло ещё собрать чемоданы и морально подготовиться к завтрашнему дню и дороге домой. (Новокрещёнова Татьяна, 10Л).

День тринадцатый

Сегодня, 27 августа, мы уезжаем. Всем, конечно, очень хочется остаться  здесь ещё, но, к сожалению, сегодня утром мы вынуждены были собрать свои чемоданы и покинуть хостел. Утром мы ездили на Александерплатц, где Саша объяснила нам его важную роль в городе, а Семён рассказал про мировые Часы, расположенные на этой площади. Потом мы подошли к Красной ратуше, где Андрей поведал нам о истории её создания. После мы пришли на площадь перед Мариенкирхе (церковью святой Марии) - самой старой церковью центрального Берлина. Лиза говорила про Берлинский кафедральный собор, который мы смогли посмотреть даже изнутри. Там невероятно красиво, не верится, что все это было сотворено руками человека ещё в XIX веке. После этого мы посетили галерею немецкого и датского искусства и увидели множество великолепных картин местных художников и скульпторов. Затем мы пошли в музей истории Германии, там тоже было очень много интересного, всем понравилось.

Понравилось нам не только в этом музее, но и вообще в Германии. Я спросила ребят: „Почему стоит принять участие в программе Schüleraustausch?“ Вот что
они мне ответили:
- Новые друзья и знакомые;
- Практика немецкого и английского языков;
- Поездка в другую страну, изучение её культуры, возможность увидеть жизнь немцев дома и в школе;
- Посещение главных достопримечательностей страны;
- Развеивание стереотипов;
- И многое другое.

Все мы счастливы, что получили возможность принять участие в этой программе, и с нетерпением ждём приезда наших новых немецких друзей. (Жёлудева Злата, 10И).