C 1 по 7 июня 2023 года в Лицее ИГУ в рамках профильной учебной практики прошел научный лицейский лекторий «Ученые детям» на потоках 5-6, 7-х, 8-х и 10-х классов. Основными направлениями работы лектория были и остаются: знакомство учащихся с известными учеными и знаковыми людьми города, с научными школами и направлениями, проблемами современного общества, профориентационная деятельность. В этом году лицеисты прослушали лекции преподавателей разных факультетов Иркутского государственного университета. Исторический факультет представил к.и.н. Ануфриев А.В. факультет психологии – Глебец И.В., ИМЭИ – профессор Кузьмин О.В., химический факультет – к.х.н. Гоцко М.Д., юридический институт – старший преподаватель Гавриленко А.А.

В День защиты детей 1 июня ученики 5,6,7-ых классов познакомились с иркутским поэтом, членом Союза писателей России Яковенко Марией Игнатьевной, у которой большое место в творчестве занимает поэзия для детей, оформленная в красиво иллюстрированных книгах. Во время выступления Мария Игнатьевна дарила детям свои книги.

Одно из заседаний лектория было посвящено памятным местам города Иркутска, экскурсию по которым провела экскурсовод Агенства по туризму Иркутской области Строкань Гульнара Александровна.

Цель Лектория достигнута, лицеисты расширили свой кругозор в поэзии, углубили познания в химии, математике, истории, психологии, истории родного города, посмотрели на многие известные вещи с юридической точки зрения. И, главное, познакомились с новыми реальными людьми.

Лицеисты традиционно не просто слушали, многие по-настоящему работали: анализировали услышанное, продумывали и фиксировали свои мысли на бумаге, стараясь подчеркнуть самое интересное и важное. Для лекторов тоже очень важно, как аудитория воспринимает материал, что необходимо добавить или изменить. По окончанию практики подводятся итоги и награждаются лучшие авторы рецензий. В этот научный сезон награждены 30 лицеистов, всего «отзывов» написано 78.

Все отмечали высокий профессионализм выступающих, проявляли заинтересованность, порой демонстрируя свою осведомленность в тех или иных темах, задавали вопросы и оставались благодарными.

Выступление Марии Яковенко (Артемьевой) вдохновило всех! Её яркое чтение своих стихотворений, замечательных скороговорок, математических загадок, серьезных стихотворений «о маме», «родине» вызывало бурные аплодисменты. «…было очень интересно, познавательно, увлекательно» – такое практически в каждом отзыве.

«Мария Артемьева великолепный детский и взрослый поэт….» (Корнышева Арина, 5л кл.);

«Я сегодня же пойду в библиотеку и буду читать эти книги, учить скороговорки, считалочки и стихи наизусть…» (Вольнова Марианна, 5л кл.) – не это ли результат?

«Мария Игнатьевна вдохновила меня написать стихи и сказки» (Иванова Анастасия, 5л кл.) – кто знает, может еще один поэт родится на иркутской земле?

Добровольский Костя (6и кл.) в конце лекции сделал для себя вывод: «…надо проводить время как можно активнее, любить и уважать родителей и помогать им..» – и это из поэзии Марии Игнатьевны.

«..ранее была знакома с творчеством Артемьевой М.И. Более того, я любила ее произведения. …была крайне удивлена, что на летней профильной практике я встречу великолепную Марию Игнатьевну…. Я услышала «взрослые» стихи, и, правда, задумалась над их смыслом… Спасибо большое!» (Стахова Ева, 7л кл.)

После прослушивания и обсуждения сложной темы по химии о «нанотехнологиях и лекарственных препаратах, созданных иркутскими учеными», многие слушатели отметили умение лектора объяснять сложные вещи простым языком.

«Слушать такую лекцию очень интересно… хотелось бы послушать побольше и поподробней» (Попов Вадим, 10л кл.);

«Такая деятельность, как стремление показать самые интересные стороны нанотехнологии, очень важна для нашего поколения, ведь это может дать возможность сделать важный шаг к будущей профессии» (Жданов Максим, 10л кл.).

«Мне нравится химия и эта лекция была очень интересной…я узнала много нового…про бальзам Шостаковского, Мивал, Ацизол… огромное спасибо Максиму Дмитриевичу. У меня появился ещё больший интерес в данном направлении» (Окунева Юлия, 8л кл.);

«Мне очень понравилась лекция, так как меня всегда интересовала органическая химия. Благодаря лекторию я стал шире понимать, что для меня было очень сложным…» (Великс Антон, 8е кл.)

По поводу лекции «Национальный комплекс «Безопасный город»: когда и почему «большой Брат пришел в Россиию?», прочитанной Гавриленко Артемом Александровичем:

«Выступление было очень захватывающим и актуальным в наше время…спасибо организаторам и Артему Александровичу особое спасибо за хорошую подачу…» (Иванова Ангелина, 6м кл.);

«Это был поучительный рассказ о современных сетях и происшествиях, реальных ситуациях, где нужно быть внимательным и осторожным…» (Кульгавов Михаил, 7л кл.);

«Несмотря на то, что информацию нам давали кратко, лекция произвела на меня огромное впечатление…для себя сделал выводы: необходимо следить за своими действиями не только в интернете, но и во время разговоров по телефону…» (Домбровский Константин, 8е кл.);

«Артем Александрович приводил много примеров, спрашивал у аудитории и с радостью отвечал на все вопросы» (Окунева Юлия, 7л кл.);

«Артем Александрович много общался с залом, говорил без микрофона, но все его слышали, лекция была четкой, а речь приятной для восприятия. Мне понравилась лекция…» (Распутин Григорий, 8э кл.);

«Тема «Большого брата» оказалась очень полезной и познавательной своей, можно сказать, неожиданностью, т.к. никто из нас не сталкивался с описанными последствиями и ограничениями….все аспекты освещены ярко и обстоятельно…» (Белоголов Антон, 10э кл.);

«…я считаю, что на таких темах стоит обращать внимание молодежи, пользующейся смартфонами…» (Грязнов Михаил, 10м кл.);

«Очень интересная и полезная лекция, доступная для понимания обычных людей, обычных школьников… она раскрывает «модные» темы, нужные в нашем современном информационном мире. Большое спасибо Артему Александровичу за профессионализм и глубину подачи информации и организаторам его выступления…» (Высочин Аркадий, 10м кл.).

Лекции Кузьмина Олега Викторовича всегда отличаются своей подачей. Это не просто рассказ и показ, это всегда нечто завораживающее, интригующее, вызывающее разные ощущения от восторга до размышления и поиска. «Мифы и математика», «Язык и математика» – такие лекции были прочитаны в этом году.

«Олег Викторович – прекрасны педагог, который поразил меня количеством цитат и рассуждением про человеческое восприятие, а также лирическими отступлениями,… интересным повествованием и тонкой нитью смысла его повествования. Очень интересно!» (Виноградов Константин, 8м кл.);

«Рекомендую всем посетить эту лекцию! Вы прекрасно проведёте время и получите новые знания!» (Игрушин Александр, 8э кл.);

«…информация была интересной и понятно преподнесена..» (Белобородов Егор, 8и кл.);

«Лекция представляет интерес и физикам, и лирикам, поскольку Олег Викторович уделяет внимание и языку, и математике, и другому в равных количествах…, делится глубочайшим опытом, новыми знаниями, своим мировоззрением и мироощущением, рассматривая многие детали «под другим углом», «с другой точки зрения». Спасибо большое Олегу Викторовичу за прикосновение к вечной теме, вечному спору технорей и гуманитариев к интересной теме для душ и умов, страждущих знаний и вопросов-ответов вечности» (Высочин Аркадий, 10м кл.);

Тема «Мифы и математика» натолкнули Кислову Софью (8э кл.) на глубокие размышления их взаимосвязи. Результатом явилось небольшое сочинение. «…не существует универсального стиля математического мышления, так как не существует универсальной общечеловеческой культуры» (немецкий публицист О.Шпеглер)». В сочинении Софья приводит и другие точки зрения ученых, как следует рассматривать математику в рамках современной культуры», насколько мифология насыщена математическими элементами… Сам факт написания сочинения после лекции говорит о том, что задача, которую ставил перед собой Олег Викторович, достигнута. Брошенное зерно прорастает!

Экскурсия-квест «Тайны городского сквера» вызвала полный восторг! Было живо, интересно, весело!

«Сама лекция проводилась в интересном формате… невозможно было заскучать» (Окунева Юлия , 7л кл.);

«Экскурсовод – прекрасный человек, что немаловажно, тембр голоса – приятный, а повествование – интересное» (Виноградов Константин, 8м кл.).

Всем слушателям понравился «интерактив, что оживляет засидевшихся слушателей и параллельно расширяет кругозор…» (Воронцова Анна, 7л кл.);

«Хочу поблагодарить администрацию Лицея за великолепную идею проводить ежегодную летнюю практику! Я даже не представляла, что узнаю что-то новое о своём любимом городе и ещё и поздравлю его с днем рождения! Незабываемые эмоции во время квеста-экскурсии!» (Стахова Ева, 7л кл.);

«Как говорится – простота изящна и красива… Изящна и красива лекция поистине талантливого и интересующегося историей «Середины Земли» экскурсовода Гульнары Александровны…» (Высочин Аркадий, 10м кл).

Вот в таком «духе» все двадцать отзывов, при этом многие отметили, что они, как выяснилось, мало знают свой город…

Тема, предложенная Иваном Владимировичем Глебецом звучала казалось совершенно понятно – «Как осознать свои сильные и слабые стороны и заставить их работать на себя». Но на деле с этим нужно разбираться и разбираться.

«После лекции появилась мотивация развивать слабые и сильные свои стороны. Захотелось чаще заниматься самоанализом и разбираться в своей личности» (Белобородов Егор, 8и кл.); «Очень важная лекция, множество полезной информации, которая пригодится мне в будущем..» (Домбровский Константин, 8е кл.);

«Я вывел для себя некоторые выводы: ставить цель чуть выше себя, научиться трезво и адекватно рассматривать ситуации…» (Великс Антон, 8е кл.);

«..слишком очевидная информация и слишком специфическая, непонятная терминология, но…в лекции собраны воедино различные полезные советы, опираясь на которые, в принципе можно познакомиться с основами поиска своих сильных сторон» (Белоголов Антон, 10э кл.);

На заключительном заседании с ребятами поговорил Александр Валерьевич Ануфриев. «Боевые традиции наших земляков» – так прозвучала тема. На примере известных истории наших земляков, уроженцев нашего края Александр Валерьевич очень увлекательно, с разными подробностями поведал о судьбах братьев Белоусовых, один из которых был партизаном в отряде у Бурлова; георгиевском кавалере Козлове И.А, уроженце Илима, Иркутской губернии, награжденном еще и георгиевским оружием; выдающемся полководце Афанасии Павлантьевиче Белобородове.

В заключение ребята сформулировали и свои пожелания для последующих поколений лицеистов:

«Я бы хотела, чтобы подрастающие лицеисты услышали лекции на такие темы, как лекция про Иркутск (экскурсия); было бы очень интересно узнать про космос (астрономия); про окружающий мир (океанология/биология/экология/зоология); о саморазвитии, самопознании, взаимоотношениях с другими людьми, самоконтроле (психология); актуальные специальности на будущее, рассказы о ВУЗах, факультетах, и пр; исторические факты (как сегодня)» (Тянь Яна, 10и кл.);

«Думаю, что ученикам было бы также интересно узнать о людях, которые посвятили свою жизнь спорту, музыке, изучению культур других стран или защите жизни людей…» (Сампилова Александра, 10л кл.);

«Мне бы хотелось услышать, как работает какой-нибудь завод…выпуск самолетов, создание бумаги или алюминия, космических кораблей… с техническими подробностями. Также рассказы путешественников-исследователей тайги, Арктики, джунглей, степей, гор и пустынь…» (Белоголов Антон, 10э кл.)

«Иркутскому государственному университету желаю всего наилучшего!» (Кудрина А., 10л кл).

Пожелания высказаны, будем работать. Спасибо большое всем участникам нашего научного лектория – и уважаемым лекторам, и благодарным лицеистам. На мой взгляд, практика удалась!

Куратор научного лектория «Ученые - детям» Романова Н.И.